У порохового погреба в Тирасполе обнаружена ещё одна расстрельная яма

У порохового погреба в Тирасполе сегодня утром была открыта ещё одна расстрельная яма. Волонтёры клуба «Наследники Победы» планировали завершить раскопки, но снова наткнулись на останки, так что работа продолжается.

В обычном жёлтом пакете сложены неожиданные находки. Их ещё не успели пронумеровать и сфотографировать. Только что увидели под ковшом работающего экскаватора. Волонтёры, которые трудятся на валах Тираспольской крепости уже два месяца, делятся знаниями, полученными от судмедэкспертов. Например, объясняют, как отличить мужской череп от женского.

— У женщин более сглажено здесь. И по зубам уже судмедэксперты определяют возраст человека. И по швам так же определяют.

Первый череп из новой, уже шестой по счёту, расстрельной ямы оказался  мужским. Рядом волонтёры обнаружили другие человеческие останки.

Родион Романов, волонтёр военно-патриотического клуба «Наследники Победы»: «Наткнулись на фаланги пальцев, на плечевую кость и на локтевую. Кости продолжают идти. Вот буквально это кусок черепа. Нужно, чтоб он там поаккуратней. Буквально на этом месте лежал череп, мы его убрали. Вот видно, что из земли у нас торчит кость. Пока трогать её не будем». 

Немного вглубь. Теперь будут убирать землю не ковшом экскаватора, а бережно – руками, чтобы не повредить возможные находки. Час работы, и вот она – страшная картина 80-летней давности. На научном языке это называется планографией. Так видно положение тел в расстрельной яме. Попутно находят пуговицы, гильзы, спички и непонятный на первый взгляд кусок полусгнившей верёвки.

Игорь Четвериков, старший научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории ПГУ: «Это узел, которым завязывали руки расстрелянным. Сзади».

Работа над найденными документами продолжается. За два месяца были подняты 295 тел. Четыре фамилии удалось восстановить по квитанциям и протоколам обыска. Найдены родственники. Один из последних обнаруженных документов оказался на украинском языке.

Наталья Янковская, начальник Управления культуры, г. Тирасполь: «Такая фамилия, как Бурка Ипполит Ефимович, которая читалась непосредственно на этом протоколе обыска. Это протокол обыска киевской тюрьмы. Мы подняли все документы и нашли, что Бурка Ипполит Ефимович был расстрелян вместе с Вайсом. Они идут по одному протоколу и по одному расстрельному акту. И для нас было неожиданностью, что квитанции находились в разных ямах».

Волонтёры предполагают, что и Андрей Вайс, и Ипполит Бурка были расстреляны всё-таки в один день. Но из-за большого количества приговоренных ям было две. Вот ещё один документ. По нему ведётся работа. На этот раз не в национальном архиве Молдовы, а на месте, в Тирасполе. На старом листке бумаги можно прочитать столичный адрес: ул. Пушкинская, 20. И частично фамилию.

Наталья Янковская, начальник Управления культуры, г. Тирасполь: «К сожалению, есть только начало фамилии: Кор и отчество – Андреевич. Поэтому на сегодняшний момент мы отработали все списки, они все есть у нас на руках. Мы отрабатываем их более детально. У нас уже всплыло очень много знаменитых фамилий того времени. Например, первый проректор ПГУ нашего тоже числится в списках».

Пока все найденные документы говорят о том, что пять расстрельных ям относятся к 1937 году. Сами расстрелы, согласно протоколам, проводили в период с 13 по 15 октября. Помимо документов, что волонтёры достают сейчас, ведётся активная работа по установлению имён тех, кто был поднят и перезахоронен в 1994 году. Удалось обнаружить уже четыре фамилии. Управление культуры просит всех неравнодушных, кто может поделиться информацией и воспоминаниями, обращаться к ним, чтобы восстановить имена всех, кто 80 лет назад был расстрелян у Тираспольской крепости.

https://www.youtube.com/watch?v=RWodCAe_0TE

Источник: https://tsv.md/u-poroxovogo-pogreba-v-tiraspole-obnaruzhena-eshhyo-odna-rasstrelnaya-yama/

Прокрутить вверх