Архивный документ месяца – 16 ноября 2023 года исполняется 110 лет со дня рождения Титова Валентина Гавриловича

Государственная архивная служба ПМР к 110-летию со дня рождения Титова Валентина Гавриловича (16.11.1913 – 29.03.2005), кандидата филологических наук, доцента, заслуженного работника высшей школы МССР представляет на сайте Государственной службы управления документацией и архивами ПМР «Архивы Приднестровья» http://gsuda.gospmr.org/ в рубрике «Архивный документ месяца», (вкладка «Проекты») Электронный документ – «Как это было» – воспоминания Титова В.Г.  с личной подписью о возобновлении деятельности педагогического института после освобождения г. Тирасполь от немецко-фашистских захватчиков (Основание: Фонд № 923, Опись № 1, Дело № 41, Лист № 1-4. Машинопись).

Документ, написанный в сентябре 1984 года, свидетельствует о том, насколько тяжелыми были последствия оккупации. В документе также перечислены первые педагоги, которые восстанавливали деятельность педагогического института, и первые послевоенные выпускники.

С 1999 года в Центральном государственном архиве на вечном хранении находится фонд личного происхождения № 923 «Титов Валентин Гаврилович (16.11.1913 – 29.03.2005). Кандидат филологических наук, доцент, «Заслуженный работник высшей школы МССР»», в котором представлены материалы о деятельности заслуженного соотечественника. В июле 1999 года Валентин Гаврилович безвозмездно по акту приёма-передачи передал документы личного происхождения в ЦГА ПМР на постоянное хранение.

Текст оригинала

Как это было

Тирасполь был освобождён от немецко-фашистских захватчиков 12 апреля 1944 года, а уже в августе месяце этого года здесь возобновил свою деятельность педагогический институт, на первых порах в качестве двухгодичного учительского института, так как, во-первых, для восстановления его в полном объеме не хватало материальных и людских ресурсов, а во-вторых, школам разорённой войной Республики срочно нужны были учителя.

Материальную базу института на первых порах составляло его старое здание по улице Свердлова, 15, где разместились учебные аудитории и вспомогательные помещения, а также столовая, квартиры преподавателей и общежитие студентов, а позднее – и построенный перед войной и чудом уцелевший учебный корпус по ул. 25 Октября, 128, в котором находился перед этим военный госпиталь. Теперь же расположились аудитории, административно-технический и учебный персонал, библиотека, лаборатория и кабинеты и, наконец, часть помещения студенческого общежития.

Здания были, но в самих зданиях, по существу, ничего не было: ни оборудования, ни мебели, ни даже топлива. Шла война, руководящие органы города, республики, страны еще не могли обеспечить нас всем необходимым – и от коллектива института требовались прямо-таки героические усилия, чтобы создать минимальные условия для его сколько-нибудь нормальной работы.

Помню, как обрадовали нас несколько столов, табуреток и 2-3 небольших шкафчика, доставшихся нам в наследство от перебравшегося на Запад госпиталя. Вспоминаю, с каким удивлением Первый секретарь Горкома партии воззрился на явившихся к нему представителей институтской дирекции и парторганизации с просьбой о стульях и прочих «мелочах», без которых нельзя было организовать учебный процесс.

– Вы что, не знаете, что у меня сейчас дела поважнее ваших, и от забот о воде, хлебе и свете для города, как говорится, полон рот?!

– Знаем, но куда же нам обратиться, как не к нашей родной власти!

-Вы это серьезно?

– Как нельзя более…

Он рассердился и выставил нас за дверь. Постояв в коридоре, мы вернулись в кабинет.

-Опять?

-Опять.

Мигнув на нас красными от бессонницы веками, он устало сказал:

-Ищите, где можете. Бюро санкционирует любое законное изъятие.

И надо сказать, власти города не только санкционировали, но и деятельно помогали всем, чем могли, институту. И когда город и республика получили всё, что могла уделить им в это суровое время страна, не забыты были и наши скромные нужды.

Библиотеку мы восстанавливали. А вернее заново комплектовали с помощью бригад по изъятию книг у частных лиц, если на этих книгах стоял штамп какого-либо государственного учреждения, хотя львиная доля её фонда образовалась, снова-таки, из дарственных поступлений от больших и малых библиотечных центров страны.

Лабораторное оборудование восстанавливалось труднее, главным образом путём, так сказать, самодеятельного изобретательства и лишь потом – приобретения готовых приборов и инструментов.

Как обогревались зимой? В старом здании топили печи, в учебном корпусе, где до войны было паровое отопление, установили времянки – железные бочки с трубами, выведенными в окна. Дрова же, помимо централизованного, далеко не достаточного, на первых порах, снабжения, поступали таким образом: колонна студентов и сотрудников во главе с директором и парторгом дефилировала через город и временный мост за реку, на правый берег, где в лесу находились брошенные оккупантами штабеля дров, каждый брал на плечи бревно или два и таким же манером, строем возвращались домой, обеспечивая себя топливом на какую-нибудь неделю.

Как питались? По карточкам, в институтской столовой, соблюдая строгий режим экономии.

Нечего и говорить о том, что уборка помещений, дворов, прилегающей к зданиям территории осуществлялась в порядке самообслуживания, и все полагали такой порядок вполне естественным и даже удобным.

В таких условиях жили, работали, учились. И не жаловались. Мало того, каждый сознавал себя деятельным участником трудового фронта – и помогал Родине не только учёбой и организацией учебно-воспитательного процесса в институте. Студенты и сотрудники восстанавливали родной город и озеленяли его, готовили железнодорожную насыпь между Раздельной и Тирасполем, строили временный мост через реку Днестр и подходы к нему на обоих берегах, работали на заводах и колхозных полях и т.д.

В общем было трудно. И все же и работали, как говорится, плодотворно, и жили дружно, даже подчас, особенно в праздники, и весело!

Директором института в 1944-1945 учебном году и в первое послевоенные годы была Агриппина Никитична Крачун, филолог по образованию, её заместителем – прибывший к нам из г. Мелекесса П.А. Шимарев, математик; небольшой преподавательский корпус составили, кроме них, филологи М.М. Терлецкий, М.И. Яковенко, математики М.Н. Омельничук, Ф.Б. Крельберг и Макаров, биологи Ф.Ф. Фрунзе и П.И. Крачун, психолог А.С. Студеникин, географ К.М. Мясковская, историк Т.Е.Бершадская, вернувшиеся из армии Т.А. Крачун, старейший педагог республики, математик И.Ф. Волков, ставший вскоре заместителем директора, физик А.В. Которобай, возглавивший кафедру истории И.Б. Койфман, географ Д.В. Онилов, математик Н.И. Верлан, а также учителя молдавского языка и литературы А.И. Гобжелян и Т.А. Андрианова и многие другие.

На историко-филологическом, естественно-географическом и физико-математическом факультетах обучалось в эти годы немногим более 200-300 студентов стационара и примерно такое же количество заочников.

Мне довелось руководить кафедрой языка и литературы и возглавлять партийную организацию института и я хорошо знаю, сколько сил, энергии, самоотверженного труда и самоотречения потребовалось от этого сравнительно небольшого коллектива людей, чтобы возродить деятельность первого вуза республики и способствовать решению задачи обеспечения ее школ – да только ли школ – кадрами!

Достаточно сказать, что уже весной 1945 года институт смог выпустить первую, еще совсем небольшую – в 15 человек, – группу молодых учителей-филологов из числа студентов, начавших учёбу в предвоенный период и теперь успешно завершивших её. Это были товарищи Анна Гусаченко, Ольга Никишина, Адели Ободынская, Неонила Шишкевич, Зинаида Мациевская, Вера и Наталья Кобылянские, Тамара Васютинская, Феня Миланюк, Мария Косюга, Екатерина Нагасюк, Юлия Мокина…

Так наш коллектив отметил тогда День Победы советского народа над гитлеровской Германией. А запомнился этот день, его раннее утро на всю жизнь. Нас, секретарей партийных организаций, пригласили в горком КПМ. По дороге, на улицах незнакомые люди друг другу пожимали руки и улыбались радостно и молча, потому что о причине можно было не говорить, да и трудно было выразить словами чувства, переполнявшие наши сердца. А в кабинете первого секретаря сначала тоже молча мы все обнимались и плакали, от радости, конечно. А потом разошлись по своим организациям проводить митинги и с новым, небывалым приливом сил браться за дело.

Так начиналась послевоенная история нашего института.

Сентябрь 1984 года

Тирасполь                                                                        Подпись В.Г. Титов

Основание: Фонд № 923. Опись № 1. Дело № 41. Лист 1-4.

Историческая справка

Титов В.Г. родился 16 ноября 1913 года в м. Каменка Подольской губернии Российской империи, в семье почтово-телеграфного служащего и учительницы. В 1917 году вместе с семьей переехал в г. Балта Одесской области. Где отец работал на почте. Там начал учиться в школе.

В 1925 году с родителями переехал в г. Одессу: отец работал здесь в «Союзпечати» до 1940 г. Мать после перерыва возобновила педагогическую деятельность в начальной школе и работала до войны в Одесской школе. В период оккупации была чернорабочей на Одесском консервном заводе, после освобождения от немецко-фашистских захватчиков – учителем до выхода на пенсию.

После окончания семилетней школы Титов поступил в Одесскую агропрофшколу, но по семейным обстоятельствам после окончания первого курса ушёл на работу в газетный отдел почты, где проработал с июля 1930 года по август 1931 года, учась в вечерней школе.

В 1931 году поступил в Одесский педагогический институт, который закончил в 1934 году, получив квалификацию учителя – словесника. После окончания института был направлен на работу в г. Тирасполь, где работал преподавателем русского языка и литературы в Тираспольской русской средней школе № 10 (ныне Тираспольская гуманитарно-математическая гимназия, школа № 6) до 1939 года.

В 1939 году приказом наркома Просвещения Молдавской АССР, переведён преподавателем русской литературы в Тираспольский педагогический институт и работал в этой должности до войны.

В 1941 году в связи с эвакуацией из Тирасполя, выехал в г. Черкесск, Ставропольского края (Северный Кавказ). С октября 1941 года до августа 1942 года работал преподавателем, а затем и директором Черкесского Учительского института.

В начале августа 1942 года эвакуировался с семьей в Ильялинский район, Ташаузской области, Туркменской ССР, где работал учителем аульской неполной средней школы, а с марта 1943 года – инструктором Райкома Коммунистической партии Туркмении.

3 февраля 1944 года был вызван в ЦК КП(б) Молдавии и направлен в распоряжение Наркомата Молдавской ССР. Работал в Наркомате, а с сентября 1944 года по август 1952 года старшим преподавателем русской литературы и исполнял обязанности заведующего кафедрой русского языка и литературы Тираспольского Учительского института.

С августа 1952 года по август 1955 года работал преподавателем и заведующим кафедрой Государственного педагогического института им. Т. Г. Шевченко.

С сентября 1955 года по август 1960 года работал преподавателем литературы Тираспольского педагогического института.

С сентября 1960 года по октябрь 1972 года работал преподавателем и заведующим кафедрой литературы Тираспольского пединститута.

С октября 1972 года Валентин Гаврилович  был откомандирован Министерством просвещения СССР в Польскую народную Республику в город Слупск, Слупского воеводства, где работал доцентом кафедры русской филологии Высшей Учительской школы Министерства науки, Высшей школы и техники Польской народной Республики по сентябрь 1976 года.

С сентября 1976 года и практически до самого конца Валентин Гаврилович являлся доцентом кафедры русской и зарубежной литературы Приднестровского государственного Университета им. Т. Г. Шевченко.

В 1935 году Титов вступил в комсомол. С 1940 года – член ВКП (б). Неоднократно избирался секретарем парторганизации, заместителем секретаря и членом партбюро партийной организации института.

За самоотверженный труд неоднократно награждался правительственными наградами.

6 июня 1945 года – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

В ноябре 1960 года – знаком «Отличник народного просвещения МССР».

15 сентября 1961 года – Орденом Трудового Красного Знамени.

2 апреля 1970 года – Почетной грамотой Президиума Верховного Совета МССР.

14 января 1974 года – Почетным знаком за укрепление Польско-Советской дружбы.

4 ноября 1975 года – медалью «30 лет Победы в Великой Отечественной войне».

В 1978 году – нагрудным знаком Минвуза СССР «За отличные успехи в работе».

30 сентября 1980 года присвоено почетное звание Заслуженного работника высшей школы МССР.

30 сентября 1983 года награжден медалью «Ветеран труда».

В 1990 году награжден знаком «50 лет пребывания в КПСС».

16 ноября 1993 года в соответствии с Указом Президента ПМР награждён медалью «За трудовую доблесть».

29 сентября 1995 года награжден Орденом Республики.

16 августа 2000 года – Орденом Почёта.

Неоднократно награждался Почётными грамотами за успехи в работе.

Имеет научные труды: статьи, брошюры, ученые записки, лекции, учебники для молдавских школ по русской литературе для седьмых и девятых классов, учебники и хрестоматия в соавторстве.

На протяжении многих лет В.Г. Титов являлся доцентом кафедры русской и зарубежной литературы ТГПИ им. Т.Г. Шевченко. Пройдя большой жизненный путь, имел огромный научно-педагогический опыт работы в деле обучения и воспитания, подготовки учительских кадров, он щедро делился своим жизненным, организаторским и научным багажом с товарищами по работе.

В состав Фонда № 923 входят 93 дела постоянного хранения. Это научные труды, учебники русской литературы для молдавских школ, рукописи и машинописи статей научно-исследовательского характера, письма, биографические документы, юбилейные материалы, книги с дарственными надписями, фотографии, отзывы, статьи в печати о В.Г. Титове.

Основание: Дело фонда № 923. Лист 3-5.

Прокрутить вверх